История рожечников

Коллективное рожечное музицирование, характерное для ансамбля «Вишенка», имеет древние корни и продиктовано непосредственно «производственными функциями» пастухов. Рожечные наигрыши являются аналогом русской протяжной песни, с ее поистине виртуозным искусством распева, редкой выразительностью подголосочной фактуры.

Рожечная культура имела локальное распространение, ограничиваясь относительно небольшим регионом (преимущественно нынешние Владимирская, Ивановская, Горьковская, Ярославская, Костромская области).

Такое описание русских забав дал шведский дипломат и историк Петр Петрей, приезжавший с посольствами в Москву в 1609–1611 г.г. :

«Когда играют свадьбу, то травят собаками больших медведей; с ними тогда бывает много музыкантов, которые поют многие бесстыдные и похабные песни, при том играют на трубах, тромбонах, дудках и сопелках, а иногда бьют и в барабаны: из этого выходит удивительная и необыкновенная музыка, а москвитяне очень рады и довольны, думая, что лучше и приятнее ее и на свете нет»

На территории Владимирской губернии виртуозы-рожечники были известны уже к середине 60-х годов 19-го столетия.

В 1883 году хор Владимирских рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева пригласили на гастроли в Петербург. В саду «Ливадия» состоялись первые выступления хора. Дебют в «Ливадии» открыл перед нашими земляками широкие возможности для выступлений.

В 1884 году рожечники выезжали на гастроли в Западную Европу – во Францию, Германию, Бельгию.

В 1900 году народный ансамбль рожечников под управлением П.Г. Бахарева не только перенял и продолжил лучшие традиции хора Владимирских рожечников под управлением Н.В. Кондратьева, но и внес много нового в исполнение народных песен. Это уже был народный ансамбль с группой певцов, танцоров и гармонистов. Объясняется это тем, что в то время на большей части территории России утверждается новая, городская песенность, частушки. Явное преимущество в передаче новых песенных жанров — частушек, плясовых и так называемых «фабричных» песен — получает гармоника. И именно этот стиль подачи народного музыкального материала, это настроение русского народного праздника, которое царило на концертах ансамбля П.Г. Бахарева, продолжал и продолжает ансамбль «Вишенка».

С созданием ансамбля «Вишенка» началась новая страница в истории возрождения исполнительского искусства Владимирских рожечников.